Одной из задач курса русского языка в 11 классе школы 8 вида является знакомство учеников с назначением, структурой, правилами оформления документов личного характера, с которыми им наиболее часто придётся сталкиваться во взрослой жизни, а также обучение составлению таких документов, по возможности, самостоятельно. На практике, реализуя программу обучения деловой речи школьников, учитель сталкивается с недостатком методического материала, отсутствием учебников и дидактических пособий. Имея опыт работы в старших классах, я получила возможность систематизировать накопившийся материал, разработать некоторые виды работ с документами, что хочу показать на примере заявления.
Заявление изучается в 11 классе одновременно с повторением темы «имя существительное». Это диктует характер некоторых грамматических заданий к упражнениям. От задания к заданию повышается степень самостоятельности учащихся в работе над документом. Вначале правила русского языка отрабатываются на речевом материале, необходимом для написания заявления, проводится необходимая работа над пассивным и активным словарём учеников. Затем они знакомятся с готовыми текстами заявлений, изучают их строение, одновременно выполняя грамматические задания по русскому языку. Далее учащимся предлагаются различные варианты редактирования текстов, они учатся принимать помощь товарищей. В конце изучаемой темы практикуется самостоятельное составление заявлений по насущным жизненным поводам.
10 заданий для 11 класса по русскому языку:
Задание 1. Прочитайте. Какие из этих слов являются именами собственными, а какие – нарицательными?
Ученик, завод «Арсенал», фабрика игрушек, Соколов Иван Павлович, начальник цеха, директор школы Смирнова Л.Е., магазин «Находка», детский сад «Солнышко», Санкт-Петербург, училище, деревня Петушки, дворник Степанов Валентин Степанович, заводская столовая, летнее кафе, столовая «Ручеёк», город Новая Ладога, учащийся, проспект Непокорённых, тихая улица.
Почему некоторые слова написаны в кавычках? Почему со словом Санкт-Петербург не употребляется слово «город»? Выпишите только имена собственные. Найдите родственные слова. Выпишите их с новой строки и выделите в них корень. Уточните значение слов «ученик» и «учащийся» по толковому словарю, составьте с этими словами предложения, содержащие имена собственные.
Задание 2. Прочитайте слова из первого и второго столбиков. Какой частью речи они являются?
Главный врач
Директор
Заведующая
Заведующий
Начальник
|
Больница
Детский сад
Завод
Магазин
Отделение
Поликлиника
Столовая
Училище
Фабрика
Цех
Школа
|
Выпишите имена существительные из второго столбика, определите их род и склонение. Выделите окончания. Составьте словосочетания, используя названия должностей из левого столбика, а названия учреждений – из правого столбика. Ставьте существительные из правого столбика в родительный или творительный падеж.
Задание 3. Спишите. У имен существительных определите склонение и падеж. Выделите окончания.
1. Заведующему отделением общей патологии Новикову И.И. от Старова В.К., заявление. 2. Директору столовой №5 Иванову Н.И. от Смирновой А.И., заявление. 3. Начальнику тарного цеха Полозову М.И. от Строганова Т.Ю., заявление. 4. Директору профессионального училища №49 Петрову К.Е. от Смирнова В.Д., заявление. 5. Директору школы №14 Аловой Е.П. от Корнеевой М.И., заявление. 6. Заведующей детским садом «Ромашка» Шутовой Е.П. от Сафоновой К.О., заявление.
Задание 4. Рассмотрите текст заявления о приеме на работу. Найдите и прочитайте следующие реквизиты: сведения об адресате, сведения о составителе документа, наименование вида документа, текст документа, дата, подпись.
Начальнику СМУ №2 Петрову С.А.
от Смирновой Е.И., проживающей
по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Десантников, д. 3 кв. 9.,
заявление.
Прошу принять меня на должность маляра с 10.06.2011.
9.06.2011 Смирнова
|
Найдите и расшифруйте аббревиатуру. Спишите заявление, правильно располагая реквизиты на листе бумаги.
Задание 5. Спишите заявление, правильно располагая реквизиты на листе бумаги.
Директору ПУ №51 Чернышову И.М. от Петрова П.П., проживающему по адресу ул. Лётчиков, д.1 кв.2, заявление. Прошу принять меня в Ваше училище на 1 курс по специальности маляр с 1.09.2011. 25.08.2011 Петров
Задание 6. Внимательно прочитайте текст документа. Каких реквизитов не хватает?
Директору пищеблока Голубеву Г.Г.
от рабочей по кухне Ворониной В.В.
Прошу предоставить мне очередной отпуск с 1.06.2011 по 24.06 2011.
Воронина
|
Что такое пищеблок? Разберите это слово по составу. Подчеркните соединительную гласную. Восстановите текст документа и запишите его, правильно располагая части на листе бумаги.
Задание 7. Прочитайте текст заявления. Что неправильно в документе?
Заявление.
От Васина В.В.
Директору фабрики «Восход» Фёдорову К.С.
Прошу принять меня на работу в ткацкий цех разнорабочим. Проживаю по адресу ул. Товарная д.3 кв.4.
Васин 10.09.2011
|
Кто такой разнорабочий? Разберите слово по составу. Подчеркните соединительную гласную. Восстановите текст документа и запишите, правильно располагая его части на листе бумаги. Работайте парами.
Задание 8. Прочитайте документ. Что вы заметили?
Директору магазина Котову К.К
от уборщицы Волковой В.В.
Просьба.
Дайте отпуск в июне с 5 числа по 28.
4 июня Волкова
|
Исправьте стилистические ошибки. Запишите исправленный текст документа.
Задание 9. Составьте заявление от своего имени о приёме на работу, используя образец из задания 4.
Задание 10. Составьте заявление от своего имени о приёме в профессиональное училище, используя для справок текст задания 3.
Список использованной литературы:
Анодина Н.Н. Документооборот в организации. Практическое пособие. М., «Омега-Л», 2009.
Теплицкая Т.Ю. Все виды деловой корреспонденции. Правила составления и оформления. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
Щербакова А.М., Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIIIвида. М., «Владос», 2006.
Использованные интернет-ресурсы:
Делопроизводство, документооборот и документирование. Документы и оформление документов. working-papers.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий