суббота, 19 января 2013 г.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


 Одной из задач курса русского языка в 11 классе школы 8 вида является знакомство учеников с назначением, структурой, правилами оформления документов личного характера, с которыми им наиболее часто придётся сталкиваться во взрослой жизни, а также обучение  составлению таких документов, по возможности, самостоятельно. На практике, реализуя программу обучения деловой речи школьников, учитель сталкивается с недостатком методического материала, отсутствием учебников и дидактических пособий. Имея опыт работы в старших классах, я получила возможность систематизировать накопившийся материал, разработать некоторые виды работ с документами, что хочу показать на примере заявления.
Заявление изучается в 11 классе одновременно с повторением темы «имя существительное».  Это диктует характер некоторых грамматических заданий к упражнениям. От задания к заданию повышается степень самостоятельности учащихся в работе над документом. Вначале правила русского языка отрабатываются на речевом материале, необходимом для написания заявления, проводится необходимая работа над пассивным и активным словарём учеников. Затем они знакомятся с готовыми текстами заявлений, изучают их строение, одновременно выполняя грамматические задания по русскому языку. Далее учащимся предлагаются различные варианты редактирования текстов, они учатся принимать помощь товарищей. В конце изучаемой темы практикуется самостоятельное составление заявлений по насущным жизненным поводам.
 10 заданий для 11 класса по русскому языку: 


Задание 1. Прочитайте. Какие из этих слов являются именами собственными, а какие – нарицательными?
Ученик, завод «Арсенал», фабрика игрушек, Соколов Иван Павлович, начальник цеха, директор школы Смирнова Л.Е., магазин «Находка», детский сад «Солнышко», Санкт-Петербург, училище, деревня Петушки, дворник Степанов Валентин Степанович, заводская столовая, летнее кафе, столовая «Ручеёк», город Новая Ладога, учащийся, проспект Непокорённых, тихая улица.
Почему некоторые слова написаны в кавычках? Почему со словом Санкт-Петербург не употребляется слово «город»? Выпишите только имена собственные. Найдите родственные слова. Выпишите их с новой строки и выделите в них корень. Уточните значение слов «ученик» и «учащийся» по толковому словарю, составьте с этими словами предложения, содержащие имена собственные.
Задание 2. Прочитайте слова из первого и второго столбиков. Какой частью речи они являются?
Главный врач
Директор
Заведующая
Заведующий
Начальник


Больница
Детский сад
Завод
Магазин
Отделение
Поликлиника
Столовая
Училище
Фабрика
Цех
Школа
 
Выпишите имена существительные из второго столбика, определите их род и склонение. Выделите окончания. Составьте словосочетания, используя названия должностей из левого столбика, а названия учреждений – из правого столбика. Ставьте существительные из правого столбика в родительный или творительный  падеж.
Задание 3. Спишите. У имен существительных определите склонение и падеж. Выделите окончания.
1. Заведующему отделением общей патологии Новикову И.И. от Старова В.К., заявление.  2. Директору столовой №5 Иванову Н.И. от Смирновой А.И., заявление.  3. Начальнику тарного цеха Полозову М.И. от Строганова Т.Ю., заявление.  4. Директору профессионального училища №49 Петрову К.Е. от Смирнова В.Д., заявление.  5. Директору школы №14 Аловой Е.П. от  Корнеевой М.И., заявление.  6. Заведующей детским садом «Ромашка» Шутовой Е.П. от Сафоновой К.О., заявление. 
Задание 4. Рассмотрите текст заявления о приеме на работу. Найдите и прочитайте следующие реквизиты: сведения об адресате, сведения о составителе документа, наименование вида документа, текст документа, дата, подпись.

Начальнику СМУ №2 Петрову С.А.
от Смирновой Е.И., проживающей
по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Десантников, д. 3 кв. 9.,
заявление.
Прошу принять меня на должность маляра с 10.06.2011.
       9.06.2011                                                                                       Смирнова

Найдите и расшифруйте аббревиатуру. Спишите заявление, правильно располагая реквизиты на листе бумаги.
Задание 5. Спишите заявление, правильно располагая реквизиты на листе бумаги.
Директору ПУ №51 Чернышову И.М. от Петрова П.П., проживающему по адресу ул. Лётчиков, д.1 кв.2, заявление. Прошу принять меня в Ваше училище на 1 курс по специальности  маляр с 1.09.2011. 25.08.2011 Петров
Задание 6. Внимательно прочитайте текст документа. Каких реквизитов не хватает?


Директору пищеблока Голубеву Г.Г.
от рабочей по кухне Ворониной В.В.

Прошу предоставить мне очередной отпуск с 1.06.2011 по 24.06 2011.
                                                                                                                        Воронина

Что такое пищеблок? Разберите это слово по составу. Подчеркните соединительную гласную. Восстановите текст документа и запишите его, правильно располагая части на листе бумаги.
Задание 7. Прочитайте текст заявления. Что неправильно в документе?

Заявление.

От Васина В.В.
Директору фабрики «Восход» Фёдорову К.С.
Прошу принять меня на работу в ткацкий цех разнорабочим. Проживаю по адресу ул. Товарная д.3 кв.4.
 Васин                                               10.09.2011

Кто такой разнорабочий? Разберите слово по составу. Подчеркните соединительную гласную. Восстановите текст документа и запишите, правильно располагая его части на листе бумаги. Работайте парами.
Задание 8. Прочитайте документ. Что вы заметили?


Директору магазина Котову К.К
от уборщицы Волковой В.В.

Просьба.

Дайте отпуск в июне с 5 числа по 28.

4 июня                                                                                            Волкова

Исправьте стилистические ошибки. Запишите исправленный текст документа.
Задание 9. Составьте заявление от своего имени о приёме на работу, используя образец из задания 4.
Задание 10. Составьте заявление от своего имени о приёме в профессиональное училище, используя для справок текст задания 3.

Список использованной литературы:
Анодина Н.Н. Документооборот в организации. Практическое пособие. М., «Омега-Л», 2009.
Теплицкая Т.Ю. Все виды деловой корреспонденции. Правила составления и оформления. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
Щербакова А.М., Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIIIвида. М., «Владос», 2006.
Использованные интернет-ресурсы:
Делопроизводство, документооборот и документирование. Документы и оформление документов.  working-papers.ru      

Комментариев нет:

Отправить комментарий