суббота, 19 января 2013 г.

Наказание как метод воспитания



4978535_2 (448x336, 35Kb)

Вот вычитала на babyblog.ru. Наводит на размышления.












В Великобритании детей можно пороть по-прежнему 


4978535_28 (198x149, 5Kb)

Такое решение приняла новый министр по делам детей Маргарет Ходж, уступив давлению со стороны Тони Блэра. ""Порка - это разумное наказание для воспитания дисциплины у детей"", - говорится в решении правительства.

Комментируя решение правительства, представитель министерства образования Великобритании заявил, что определение способов воспитания дисциплины у детей - дело родителей, и никого иного.

В Польше родителям запретили шлепать детей 

4978535_shlepat (293x246, 14Kb)


В Польше запретили воспитывать детей при помощи шлепков и пощечин. В стране вступили в силу поправки к закону "О борьбе с насилием в семье". Новый правила запрещают телесные наказания детей, причинение душевных страданий и другие форм унижения ребенка.

В случае нарушения закона социальный работник в присутствии сотрудника полиции и представителя службы здравоохранения может забрать ребенка, а суд в течении 24 часов принять решение о лишении жестоких мам и пап родительских прав.

Наказание –  способ торможения негативных проявлений личности с   помощью отрицательной оценки ее поведения (а не отрицательной оценки личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.


4978535_angel (504x294, 22Kb)


Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

4978535_zelenaya (297x180, 8Kb)



Среди древнейших методов воспитания наказание — наибо­лее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики — кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сей­час резко полярные взгляды — от существенного ужесточения наказаний до полной их отмены.

4978535_bet_1_ (451x497, 74Kb)



Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные.

Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие, не лишенные смысла аргу­менты, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место.

 Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

 Даже такой известный во мно­гом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечи­телем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был, подвергнут уничтожаю­щей критике Н.А. Добролюбовым.

            Последователи другого направления – теории свободного воспитания – отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А. С Макаренко. Обосновывая правомерность наказаний как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помогают "оформиться крепкому человеческому характеру", способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают "уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

Можно ли наказывать детей? 

Можно. В том случае, если они нарушили ранее объявленный и доведенный до понимания запрет. Наказание должно восприниматься как ожидаемая санкция, то есть, нарушая запрет, ребенок должен представлять себе, что его ждет. Поэтому спонтанных наказаний следует, во что бы то ни стало избегать. В таких случаях дети воспринимают родительские действия как несправедливость

Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, да­леко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимо­сти от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, како­вы причины, побудившие его совершить, наказание может быть  различным — от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педа­гога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

            В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

Физические Физическое наказание, как показывает практика, не разрешает конфликт, а только озлобляет и унижает ребенка. Наказание способствует отучению ребенка контролировать свое поведение. Наказание никак не влияет на развитие способности отвечать за свои поступки. Наоборот, наказание формирует такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов.
. В итоге у повзрослевших детей может проявиться агрессия в общении, грубое поведение, уход из дома.

  • Оскорбляющие личность
  • Мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут)
  • Трудом
  • Лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: 


  • Моральное порицание.  
  • Лишение или ограничение каких-либо прав 




4978535_komp (336x358, 13Kb)



Еще распространенным видом наказания ребенка является запрет ему что-либо делать: смотреть мультфильмы, гулять, играть в любимые игры, сидеть за компьютером и т.п. Необходимо знать, что такой вид наказания может быть эффективным только в том случае, когда ребенок связывает данное наказание со своим проступком, то есть понимает, за что его наказывают, и соглашается с этим. В противном же случае, возникшие обида и раздражение от «неоправданного» наказания переносится на родителя. Даже если ребенок просит прощения, это может вовсе не означать, что он раскаивается за свой совершенный проступок. Возможно, он просто надеется, что родители отменят наказание. Это приведет к тому, что ребенок будет скрывать свои настоящие эмоции от родителей, и показывать им то, что им нравится.


  • Словесное осуждение 


4978535_palec (341x344, 13Kb)


Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок — наказание» должна со­блюдаться неукоснительно.


  • Ограничение участие в жизни коллектива  



4978535_deti (221x292, 10Kb)



Сила наказания увеличивается, если оно поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспита­тель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.


  • Изменение отношения к воспитаннику    




4978535_divan (365x336, 16Kb)


Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы.Не становитесь на путь формальных мер воз­действия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда макси­мально индивидуализировано.

  • Снижение оценки по поведению
  • Исключение из школы 

Ни один из данных видов наказания не решает раз и навсегда проблем, связанных с проступками ребенка. Есть другой вариант. Необходимо знать, что каждый проступок влечет те или иные последствия. Они могут быть естественные, которые происходят по вине самого ребенка, они исходят от «самой жизни», и логические, суть которых заключается в улучшении поведения ребенка, а не наказании за прошлые проступки.

Все мы, взрослые люди, пожинаем плоды своих поступков, сладкие ли, горькие ли. Мы отлично понимаем, что за прогул могут уволить с работы, за не сданный вовремя отчет – лишить премии или оштрафовать. Если мы едем по встречной полосе, то знаем, что возмездие со стороны едущего в лоб КамАЗа неотвратимо. Ребенок, подрастая, входя во взрослую жизнь, должен все более и более принимать на себя ответственность за свое поведение, свои слова и дела. Наша родительская задача – помочь ему в этом, доброжелательно, спокойно, но твердо. Ребенок, привыкший с самого раннего детства постоянно оценивать возможные последствия своих поступков, подойдет к взрослой жизни с «головой на плечах».

Но чтобы наступили естественные последствия, необходимо:
родителям перестать напоминать ребенку о том, что нужно сделать;
не напоминать ребенку, что будет в результате его проступка, пусть все произойдет само собой;
никогда не злорадствовать, когда естественное последствие наступило.

Но бывает так, что естественные последствия не всегда можно применять, поскольку они могут быть опасным для ребенка, либо нужно слишком много времени, чтобы ребенок понял причину и следствие. Именно в таких случаях необходимо использовать логические последствия, то есть те, которые назначают родители. Это своего рода, договор, который заключается между родителями и ребенком, причем ребенок выступает как равноправный партнер. Логические последствия помогают ребенку увидеть последствия своего поведения, осознать, что существуют варианты поведения и что у него есть выбор. Логические последствия являются более эффективными, поскольку каждая сторона согласна с решением, и последствия устраивают всех. Действия родителей учат ребенка понимать себя и ответственно относиться к своему поведению, дают возможность попросить помощи в решении какой-либо проблемы.

Алгоритм поведения:


  • Анализ поступка и учет педагогической ситуации
  • Выбор метода наказания
  • Помощь провинившемуся
  • Анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются следующие педагогические требования: наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за поступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости.


4978535_tekst1 (448x207, 25Kb)


Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение

Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь.
Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.

Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся.


4978535_tekst2 (448x109, 12Kb)


Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внут­ренние.

Наказание требует педагогического такта, хорошего зна­ния возрастной психологии, а также понимания того, что од­ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание приме­няется только в комплексе с другими методами воспитания.

Литература:

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд.  Владос. 2004.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.  М.: Академия. 2004.- 336с.
Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.
Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 1990г.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.
Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…  Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 1996г.
Лихачев Б.Т. Педагогика.  Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.-460с.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань.  Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. – 300с.

Ссылки на изображения

https://www.babyblog.ru/community/post/shkola/265296
http://5ballov.qip.ru/news/focus/2003/06/27/23898
http://www.dni.ru/society/2010/8/1/196386.html
http://chatrrkonk.narod.ru/angel1.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/...adeb66bcb7f.jpg
http://www.s-meridian.com/family/my...punishment1.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2010/10/08/8938.jpg
http://lohandbehold.files.wordpress...10/08/scold.jpg
http://graphics.iparenting.com/clip...ng/00014220.JPG
http://www.s-meridian.com/family/my...punishment1.jpg
http://img263.imageshack.us/img263/8435/174aul8.jpg
http://deto4ka.com/uploads/posts/20...298719776_1.jpg
http://img.liveinternet.ru/images/a...33_spanking.jpg
http://www.babble.com/CS/blogs/stro...071031_main.jpg
http://www.zhaba.ru/_pics/ds4dl11hujx963cb.jpg
http://down-house.ru/uploads/posts/...39690450_39.jpg
http://www.ronmartin.net/blog/wp-co...t-listening.jpg

Комментариев нет:

Отправить комментарий